...недавно пресс-служба ВСУ обнародовала решение суда по скандальному делу гражданина Украины Михаила Козинца против таможенной службы. Его суть вкратце такова: еще в 2016 г Козинец завез авто из Эстонии, а, чтобы не растамаживать его, заявил режим «транзит». По истечению сроков, отведенных для вывоза транзитного автомобиля из страны, таможенники выписали водителю штраф за нарушение этого режима в сумме 8,5 тыс. грн. Водитель оказался настырным и вместо того, чтобы заплатить, начал судиться. Он выиграл суд первой инстанции, получил отмену этого решения после апелляции таможенников, снова выиграл в Конституционном суде и снова погорел на апелляции. Точку в этом деле должен был поставить Верховный суд. И он встал на сторону водителя — отменил штраф и признал, что эксплуатация собственного авто на еврономерах, ввезенного как транзитное, не является правонарушением, предусмотренным статьей 469 Таможенного кодекса. То есть пользоваться им можно.
И хотя в самом ВСУ позже пояснили — их решение вовсе не означает легализации евроблях, сами автомобилисты и даже многие юристы считают иначе. И собираются идти в суды.
Минфин разбирался что значит решение ВСУ на практике, и есть ли теперь у евробляхеров шансы узаконить свои авто через суд.
Ошибка таможни или шанс для евробляхеров?
Глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко настроен скептически. По его словам, вместо криков о «перемоге», стоит внимательно прочитать решение суда. В нем, в частности, говорится, что еще несколько лет назад Конституционный суд установил — ввоз евроблях действительно нельзя квалифицировать по статье 469 Таможенного кодекса. Но нарушение все равно есть, только по другим статьям — 470 и 485 (уклонение от уплаты налогов, неправомочное освобождение от уплаты таможенных платежей или уменьшение их размеров, предоставление ложных данных о договоре купли-продажи). То есть, таможенники просто ошиблись со статьей и теперь могут составить новый протокол и выписать новый штраф. Кстати, он может быть куда больше прежнего — до 300% от стоимости авто. Такие штрафы таможенники уже выписывали. В прошлом году в Одессе владелицу элитного авто на евробляхах оштрафовали на 3,6 млн. грн. В Чернигове водителю вручили квитанцию на 3,3 млн. грн.
Впрочем, некоторые юристы считают, что все не столь однозначно.
Юрист компании «Де-Юре» Владимир Данилин рассказал «Минфину», что решение Конституционного суда, которым впервые поставили под сомнение штрафы для евроблях, уже активно используется в судах низших инстанций.
«Если включить поиск в Едином государственном реестре судебных решений Украины по запросу 1-рп/2015 (номер решения КС, на который ссылается Верховный суд при рассмотрении кассационный жалобы), то получим 77 документов. Это значит, что украинские суды уже 77 раз ссылались на указанное решение КС. Более того, тот же поиск показывает, что
первое аналогичное решение, тогда еще Высшего административного суда Украины вынесено 19.05.2016 г.
Все это подтверждает — судебная система использует решение КС о том, что пользование и распоряжение транспортным средством для личных нужд не является предметом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 469 Таможенного кодекса», — говорит юрист.
Он считает, что последнее решение ВСУ — хорошая новость для евробляхеров. Оно убеждает людей продолжать ввозить автомобили и далее ими пользоваться без регистрации на территории Украины. Любой пользователь автомобиля на еврономерах может обратиться с обжалованием постановлений по ч. 2 ст. 469 Таможенного кодекса, имея на то полное основание и суд встанет на его сторону», — уверен Данилин.
Когда стоит идти в суд
Впрочем, есть и другое мнение, По словам старшего партнера адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислава Кравца, решение ВСУ действительно снимает штраф и признает правоту истца. «Но это решение касается исключительно конкретного человека и конкретного случая. Не факт даже, что если он передарит это же авто в управление другому лицу, того не оштрафуют. Это также не дает право на продажу авто и любые действия с ним. Только личное пользование. Другим водителям, чтобы получить такое же решение, придется пройти точно также все судебные инстанции. Причем, не факт, что этот путь будет успешным. Ведь в Украине нет прецедентного права и решение даже такого уважаемого органа как ВСУ не является обязательным для судей. Они могут брать его во внимание, а могут и проигнорировать», — пояснил Кравец.
Оправдательные решения судов не сильно впечатляют и таможенников. «Как показывает практика, органы таможенного контроля продолжают упрямо составлять протоколы», — отметил Данилин.
При этом Кравец уточнил, что попробовать добиться разрешения на пользование авто на евробляхах могут лишь те граждане, которые купили ее и ввезли на территорию Украины сами. Просто «забыли» растаможить. Для тех, кто покупал евробляхи, оформленные на заграничные фирмы эта лазейка не сработает. В любом случае походы по судам дорого обойдутся водителям, ведь им придется платить судебные сборы и оплачивать работу адвокатов. Причем, безо всяких гарантий на успех. В итоге можно потратить больше, чем стоит сама среднестатистическая евробляха. Такие расходы оправданы разве что в том случае, если речь идет о премиальных авто и миллионных штрафах, выписанных таможенниками.
В коментариях к статье:
Вчера для интереса на оживленном перекрёстке потратил 10 минут на подсчёт доли блях в общем потоке -20% от общего количества легковых авто (грузовые, бусы, автобусы игнорировались). На ближайшей стройке был замечен самосвал на евробляхах.