Потоки тепла и денег
Светлана РЯБОВА | Эксперт (Украина) №36, 26 сентября - 2 октября 2011
Заместитель генерального директора представительства компании Danfoss Виктор Пырков рассказал о том, как можно зарабатывать, экономя тепло, и почему усилия власти на поприще энергосбережения малоэффективны
Украинские чиновники вновь заговорили о переходе на альтернативные газу ресурсы (прежде всего, на уголь) и о глобальном энергосбережении. "Эксперт" побеседовал на эти темы с практиком — Виктором Пырковым, заместителем генерального директора по научной работе представительства международной компании Danfoss, специализирующейся на производстве энергосберегающего оборудования. Речь шла о возможности экономить газ в коттеджах и котельных, об эффективности и рисках лоскутной облицовки многоквартирных домов пенопластом, а также об опыте реформы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в нашей стране и за рубежом.
— Кто основные потребители энергосберегающего оборудования в Украине?
— Хлеб и немного масла нам приносит сегмент нового строительства, на который приходится около 85 процентов продаж компании Danfoss. Кризисный 2008 год, естественно, отразился и на нас, ведь объемы строительства резко упали — в два раза. Но сейчас наметился рост и, наверное, к концу этого года строительные компании выйдут на уровень 2006-го. Второй сегмент, довольно перспективный, — это общества совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), понемногу начинающие вкладывать деньги в свое жилье. И есть еще так называемый рынок мелкого монтажника — небольшие компании, которые делают отопление в частных домах, проводят реконструкцию котельных и прочее.
— Может быть, это не объемы строительства растут, а строительные компании повысили свой интерес к энергоэффективному оборудованию, чтобы как-то привлечь покупателей?
— Я бы так не сказал. В украинских строительных нормах довольно четко прописано, что при строительстве жилых домов необходимо устанавливать энергосберегающее оборудование. Так что строительные компании обязаны закупать, например, терморегуляторы и балансировочные клапаны. Но это им не особо интересно, ведь чем дешевле обойдется строительство одного квадратного метра, тем больше прибыли они получат. Идет тенденция к удешевлению: строительные компании пытаются обойтись минимальными тратами и покупают более дешевое оборудование, лишь бы отвязаться от проверяющих структур.
А вот частные потребители в последнее время стали думать о том, чтобы сделать свое жилье максимально энергоэффективным. Цены на газ начинают кусаться, и все понимают, что стоимость этого энергоносителя будет расти и дальше. Поэтому люди стараются максимально утеплить свой дом, поставить энергоэффективный котел, установить регуляторы на радиаторы, чтобы сэкономить потребляемый газ.
Дорогое мое тепло
— Во сколько обойдется установка энергоэффективного оборудования в частном доме общей площадью, скажем, 100 квадратных метров?
— Для частного дома не потребуется много денег. Всё, что нужно сделать, — поставить на старый котел энергоэффективный контроллер, который регулировал бы тепло в зависимости от наружной температуры (это небольшой блок), и установить терморегуляторы на радиаторы, чтобы в каждой комнате можно было создать свой микроклимат. Это позволит сэкономить до 20–30 процентов потребляемого газа. На дом площадью сто квадратов понадобится около 15 терморегуляторов. Стоимость каждого в пределах 25 евро, покупка контроллера — еще примерно 100 евро, плюс установка. В итоге затраты не превысят 600–700 евро. При нынешней цене газа такие инвестиции окупятся за год, максимум за два.
— А во сколько обойдется тепловая реконструкция жилого высотного дома?
— У нас были прикидки по жилому дому в Луцке, который мы помогали модернизировать. Это было кирпичное девятиэтажное здание на 144 квартиры с тремя подъездами. В нем мы провели полную термомодернизацию, включающую изоляцию фасада, замену окон на лестничных клетках и в подвальных помещениях, замену теплового пункта и установку автоматических балансировочных клапанов. Правда, не удалось установить терморегуляторы в квартирах: жильцы отказались нас впускать, испугавшись, что устроим им погром и насорим. Хотя для них это был бесплатный проект. Инвестиции в размере 2,1 миллиона гривен — деньги частного инвестора (ООО "Луцкие коммунальные системы". — "Эксперт"). Причем этот бизнес-проект предполагает, что жильцы дома в течение десяти лет будут платить за один квадратный метр на семь процентов ниже существующего тарифа, а инвестор берет на себя функции поставщика тепла дому и сам рассчитывается с теплоснабжающей организацией по фактически потребленному теплу. За счет разницы, а это почти 50 процентов, он окупает вложенные средства. Полностью окупить их инвестор рассчитывает в течение пяти-семи лет. Та же компания намеревается реализовать аналогичный проект и в Тернополе, только он уже охватит не один дом, а десять.
— Не рискует ли инвестор, ведь он привязывается к решению городских властей? Например, такой дом явно невыгоден местной теплосети, которая лишается возможности списывать свои теплопотери.
— Инвестор не зависит от городских властей, поскольку дом находится на балансе ОСМД. И жильцы вольны делать с ним что хотят. Власти ничего не смогут запретить. Допустим, они могут уменьшить тариф, чтобы выжить инвестора, но ведь тогда придется понизить тарифы и для всех домов города, на что власти не пойдут. Что касается теплосетей, то это их собственные проблемы. Поверьте, чем больше будет таких проектов, тем быстрее теплосети и другие монополисты в ЖКХ начнут думать о модернизации.
Особенности системы
— В Украине сейчас много говорят о реформировании системы ЖКХ. С каких шагов следует начинать?
— Европейские страны это давно прошли и нам незачем изобретать велосипед, просто надо выбрать наиболее подходящий для себя вариант. Успешные шаги по реформированию ЖКХ были предприняты в Польше, Венгрии и Восточной Германии — там созданы государственные фонды по энергосбережению. Кооперативы, аналоги нашим ОСМД, могли взять кредит на проведение тепловой модернизации. Перед этим проводился энергоаудит, и кредиты выдавались под конкретное мероприятие. Жильцы выплачивали тело кредита, а государство, чтобы банки пошли навстречу таким заемщикам, — проценты.
В Украине обществам совладельцев многоквартирных домов получить кредиты пока очень тяжело. Правда, есть проект закона "Об энергоэффективности сооружений", но он уже пару лет кочует из кабинета в кабинет в Верховной Раде. В нем заложены механизмы, согласно которым ОСМД могут получать льготные кредиты, однако когда будет принят этот закон и в каком виде, неясно.
— Какая проблема реформирования ЖКХ в Украине самая большая?
— Никто не знает, с чего следует начать. Например, актуальная тема — энергоэффективность. И вот все заговорили о том, что надо устанавливать приборы учета тепла в каждую квартиру, и даже программы под это пишут. А кто-то считал, сколько денег для этого потребуется? Это колоссальные инвестиции, проще и дешевле установить счетчики в каждом доме. Причем государству вовсе не обязательно на это выделять деньги, достаточно заложить какой-то процент в тариф за тепло. За сезон можно будет собрать средства на закупку и установку счетчиков.
Но самое главное, инициатива должна идти от потребителя. Жильцы должны осознавать, что они несут ответственность за свой дом. Простой пример: возьмем котельную мощностью пять мегаватт, утеплим дома, которые она обеспечивает теплом. Это поможет на 40 процентов снизить потребление тепла. Правда, пока стоимость коммунальных услуг не начнет ощутимо бить по карману, никто и пальцем не пошевелит. В Польше законом, дающим возможность брать льготные кредиты на модернизацию домов, пять лет почти никто не пользовался. А вот когда власти подняли коммунальные тарифы, все сразу о нем вспомнили.
— Сколько жилых домов в Украине нуждается в термомодернизации?
— Согласно официальной статистике, около 70 процентов жилого фонда нуждается в реконструкции. Особенно большие потери тепла в так называемых хрущевках и панельных домах. Примерно с 1993 года начали строить дома по новым нормативам, и в них потери тепла уже в пределах нормы.
— Сейчас многие взялись самостоятельно утеплять свои квартиры — проводить лоскутное утепление домов. Это действительно эффективно?
— С точки зрения физики процесса, чередование "утепленная стена — холодная стена — утепленная стена" приводит к медленному разрушению жилого дома. Между этажами есть так называемые мостики холода, где будет скапливаться конденсат, происходить промерзание конструкций. К тому же толщина пенопласта в пять-шесть сантиметров, которым украинцы утепляют свои квартиры, недостаточна для ощутимого снижения теплопотребления. И система отопления, на радиаторах которой нет терморегуляторов, никак не отреагирует на это утепление. Чтобы получить хоть какой-то положительный результат, на отопительные приборы следует поставить терморегуляторы, а толщина теплоизоляции должна быть не менее десяти сантиметров. В европейских странах она превышает 16 сантиметров. Тогда повышение тарифа на отопление на 50–60 процентов никак не отразится на кошельке потребителя, поскольку теплопотребление за счет примененных мероприятий снизится на ту же величину.
Кроме того, дом является собственностью всех его жильцов, и никто не может проводить изменения в фасаде здания и изменение системы отопления без согласия на то остальных владельцев квартир. Кстати, поляки в погоне за экономией тепла дошли до того, что ставили терморегулятор в тех комнатах, в которых не живут, на отметку плюс восемь, чтобы система не замерзла. И от этого начали промерзать стены и разрушаться дома. Когда в Польше это поняли, там утвердили нормы, согласно которым на терморегуляторах в жилых домах нельзя ставить отметку ниже плюс 16 градусов.
— Принимает ли компания Danfoss участие в региональных (муниципальных) проектах по тепловой модернизации жилого фонда? С какими проблемами приходится сталкиваться?
— Власти всех городов Украины понимают, что надо что-то делать с ЖКХ. Но в их действиях нет последовательности. Недавно сотрудники нашей компании встречались с представителем муниципалитета города Вишневое (Киевская область). У городских властей есть 20 миллионов гривен, которые они хотели бы потратить на решение проблем ЖКХ. Но на что именно тратить, никто не знает. Им всего хочется — и трубы поменять, и счетчики поставить, и котельную модернизировать, а бюджет ограничен. На самом деле решение простое: необходимо провести энергоаудит и тогда станет ясно, что и в какой последовательности делать. Например, в жилом доме можно заменить окна, утеплить фасад, крышу, заменить систему отопления. Что из всего этого будет наиболее энергоэффективным? Возможно, в доме стоит заменить окна в подвальных помещениях и утеплить фасад, и это уже даст большой эффект. А замена, к примеру, труб или ремонт крыши не приведут к серьезным результатам.
Мы сейчас внедряем еще один пилотный проект в одесском ОСМД совместно с датской компанией БрунатА, которая устанавливает терморегуляторы, распределители тепла и приборы учета в каждую квартиру. Половину денег на его реализацию дают жильцы дома, половину — мы и фирма БрунатА. Хотим посмотреть, как это будет работать в Украине. Проект уже на стадии монтажа.
Непосредственно с городскими властями мы сотрудничали в Краматорске, где провели модернизацию микрорайона. Этот проект частично финансировали городской бюджет и местная теплосеть. Они взяли небольшой объект — котельную, которая обеспечивает теплом 15 домов, реконструировали ее и получили экономию потребления газа до 30 процентов.
Ставка на газ
— Одна из самых популярных осенью тем в Украине — переход на альтернативную энергетику. Насколько перспективно такое направление?
— Из оборудования для альтернативной энергетики компания Danfoss производит только тепловые насосы, но в Украине эту продукцию не продает. Если говорить об их применении в существующих домах (чтобы насосы работали как нагреватели), то теплопотери здания должны быть не менее 60 ватт на квадратный метр (т. е. здания должны быть энергоэкономичными). А теплопотери в домах старой постройки составляют 100–300 ватт на один квадратный метр и лишь в новых многоэтажных зданиях около 60 ватт на квадратный метр. К тому же тепловые насосы очень дорогие, и их окупаемость сегодня составляет несколько десятков лет. В Германии, Швеции, Франции, где распространены тепловые насосы, есть льготы для тех, кто установил такое оборудование. В Германии государство выплачивает в качестве компенсации две тысячи евро на каждый прибор, и тот, кто им пользуется, получает льготные тарифы на электричество, которое с помощью теплового насоса идет на отопление.
Альтернативная энергетика нужна, но к этому надо подходить взвешенно. К примеру, имеет смысл переводить котельную на солому лишь в том случае, если в радиусе 30 километров достаточно этого ресурса.
— А если на Донбассе использовать уголь вместо газа?
— Я плохо это себе представляю. Перевод на уголь всех ТЭЦ, которые работают на газе и мазуте, на мой взгляд, дорогое удовольствие — необходима перестройка котла, здания котельной, перепланировка территории. Если и идти на это, то только после термомодернизации обслуживаемых теплосетью зданий. Тогда будет достаточно примерно половины ее мощности и, соответственно, затраты по переводу котельной на уголь будут существенно ниже. Сейчас все страны из-за жестких экологических норм стараются уйти от угля как от топлива. Посмотрите на Пекин, где ТЭЦ работают на угле: там за два дня выпадает по пять миллиметров угольного смога. Поэтому если и переходить на уголь, то необходимо применять современную высокоэффективную очистку дымовых газов, а она недешевая.
— Планирует ли компания Danfoss открывать в Украине производственные площади?
— У нас была здесь своя производственная база, на которой с 1999 года мы производили терморегуляторы. Около десяти процентов продукции шло на внутренний рынок, остальная часть развозилась по странам Восточной Европы. В 2008 году в компании произошла смена производственной линейки, и производство в Украине было закрыто. Если сравнивать себестоимость полностью автоматизированного производства на нашей базе в Дании со стоимостью украинской рабочей силы, то здесь будет на порядок дороже. А обустраивать автоматизированное производство в Украине — это огромные инвестиции и очень невысокий уровень их защиты.
В ближайшем будущем, учитывая сложности с ведением внешнеторговой деятельности (в частности, возмещением НДС, стоимостью земли под Киевом и проблемами, связанными с получением всевозможных разрешений), компания не предполагает ничего тут открывать.
— По каким критериям подбираете персонал? Как вы оцениваете качество образования сегодняшних выпускников технических вузов?
— Среди студентов-выпускников мы проводим конкурсы дипломных работ в специализированных вузах. И могу сказать, что встречаются толковые ребята с очень хорошей базой. Благодаря усилиям компании и Министерства образования и науки, молодежи и спорта удалось добавить часы обучения по нужным для нас специальностям. Много для студентов делают и наши конкуренты — предоставляют им образцы оборудования, проводят открытые лекции, знакомят с новинками. Сейчас на рынке труда намного больше квалифицированных кадров, а вот в 2008 году найти специалиста на адекватную зарплату было очень тяжело. Тогда очередь стояла даже на третьекурсников-троечников.
http://smi.liga.net/articles/2011-09-28/2496228-potoki_tepla_i_deneg.htm