Для того, щоб надіслати запитання, реєстрація у форумі не потрібна.
«Для большинства взрослого населения Украины характерной является позиция недоверия к людям, подозрения в нечестности и способности обманывать ради выгоды... И эта самооценка свидетельствует о формировании феномена «аморального большинства». К тому же за 90-е годы это большинство явно укрепилось и уже близко к тому, чтобы стать «квалифицированным большинством», способным поднять «моральную революцию», создав общественный строй, в котором честность и порядочность перестанут восприниматься как моральные ориентиры социального поведения. Осталось только «дождаться» появления откровенно циничного харизматического лидера, способного конвертировать массовое пренебрежение моральными нормами в новый общественный строй, сконструированный на отрицании общечеловеческой морали». Євген Головаха «Феномен «аморального большинства» в украинском обществе: постсоветская трансформация массовых представлений о нормах социального поведения». Вперше опублікована в 2002р.
[После развала СССР] у нас произошел «вынужденный переход к построению вынужденной демократии» [Юрий Левада]. Вынужденность состояла в том, что, по большому счету, этих изменений никто не хотел. Хотели перестройки, хотели что-то изменить к лучшему, но не хотели, чтобы рухнула и страна, и те устои, которые обеспечивали прожиточный минимум большинству людей. Процесс оказался вынужденным по отношению к человеку. В этом наше отличие от стран бывшего социалистического лагеря. Большинство из них, даже прибалты, знали, на что шли. У них было полное единодушие по поводу пути, по которому должна двигаться страна. У нас же хотели абстрактного улучшения, а не реальных проблем. Вынужденность элит состояла в том, что власть «плохо лежала» и ее просто нужно было брать — не по зову сердца, а по необходимости. А для масс та демократия, которую взялись строить, превзошла границы принятия изменений. Большинство людей согласно с тем, что нужно приватизировать малые предприятия, в отношении приватизации земли — 50/50, а вот, что касается крупных предприятий, то тут подавляющее большинство против. Есть и другие границы, которые люди не хотели пересекать. Например, государственный протекционизм. Множество льгот — ведь абсолютно искусственные, они только подрывают экономику, но любая попытка отказаться от них в пользу более разумного устройства всегда вызывает бурный протест. Євген Головаха
“Сегодня Россия искусственно поделена на два класса — «оккупантов» и «население». «Оккупанты» — это сформированная из люмпенов всех мастей («во фраках», «в погонах» или «в цепях» — не имеет значения) воровская элита, организованная как мафия и живущая «по понятиям», которая поставила под свой контроль государство и использует это государство как орудие перераспределения в свою пользу всего того, что производит население. «Население» — это совокупность впавших в «состояние комы» производящих сословий, лишенных реальной правовой и политической защиты, социальная роль которых сведена к обслуживанию паразитической элиты”. (В.Пастухов)